Семинар-практикум в средней группе  «Спасибо зарядке-здоровье в порядке».                              

Цель: формировать здоровый образ жизни  у детей и родителей.
Задачи: познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников.
Форма проведения: семинар – практикум.
Участники: воспитатели, родители, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети.
План проведения:
1.Вступительная часть.
2.Выступления детей.
3.Педагогический всеобуч «На зарядку, становись!».
4.Практикум.
5.Заключительная часть.
Подготовка:
1.Анкетирование родителей.
2.Оформление плакатов с высказываниями «Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость» (Крэттен); «Три кита здоровья – движение, питание, расслабление»; поговорками «Здоровье дороже богатства», «Здоровым будешь – все добудешь», «Здоровье не купишь», «В здоровом теле – здоровый дух».
3.Подготовка пригласительных.
Ход:

1. Психологический настрой родителей:
- улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;
- фразу “Мы вместе” сказать шёпотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.

2. Детская кричалка:
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!

Звучит музыка.
Воспитатель. Дорогие родители мы рады вас приветствовать на нашем семинаре. Кто не знает, что движение полезно для здоровья?! И о важности здорового и правильного питания вы конечно же наслышаны! Ну а то что, расслабление – это бальзам для души и тела, каждый наверняка испытал на себе! Лишь тот, кто занимается спортом и много двигается, действительно заботится о своем здоровье.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Севера были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю целенаправленную деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Педагогический всеобуч «На зарядку -  становись!».
Сегодня мы представим вашему вниманию разные виды гимнастик, которые мы используем в работе с вашими детьми во всех режимных моментах. Мы очень надеемся, что все то, чему вы сегодня научитесь, будете применять в своей семье.
Начнем с утренней гимнастики. Скажите, пожалуйста, кто сегодня утром делал зарядку? Расскажите, как обычно проходит гимнастика? (выслушиваются ответы родителей). Какие упражнения вы выполняете дома? Делаете вы зарядку каждый день или иногда пропускаете занятия? Почему? (выслушиваются ответы родителей).
Давайте подумаем, какую пользу приносит утренняя гимнастика (выслушиваются ответы родителей). Верно! Она прогоняет сон, дарит бодрое и хорошее настроение, активизирует работу всех внутренних органов, воспитывает волю (ведь зарядку надо делать каждый день), укрепляет мышцы, закаляет наш организм, учит нас правильно рассчитывать время, помогает включиться в дневной ритм.
Знаете ли вы, что еще в древности люди ценили физические упражнения и утреннюю гимнастику? Эскимосы, народы живущие на Крайнем Севере, проводили зарядку так: маленькому ребенку давали камень, который следовало отнести на определенное расстояние, а потом бежать за ним, перепрыгивая через различные препятствия. Чем старше был ребенок, тем тяжелее был камень!
У американских  индейцев основными физическими упражнениями были прыжки, ходьба, бег, плавание, стрельба из лука.
Наши предки, славяне, тоже уделяли большое внимание физическим упражнениям. Любимыми их играми были городки и лапта, а зимой – взятие снежных  крепостей и катание с высоких ледяных гор. Летом ходили босиком, купались в реках и озерах. На праздниках и ярмарках добрые молодцы соревновались в силе, ловкости, быстроте, смелости, боролись друг с другом, взбирались по гладким столбам на самый верх, поднимая тяжести. Суровый климат России требовал от людей закалки и силы.
Мы проводим утреннюю гимнастику, длительностью 8-12 минут, ежедневно. Для каждой возрастной группы разработан свой комплекс утренней гимнастики, которые вы можете использовать дома.

- Скажите, как сформировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни? (ответы родителей).
- Как сделать утреннюю гимнастику более интересной для детей? (ответы родителей).
Воспитатель. Существуют различные виды утренней гимнастики. Полезна гимнастика с элементами логоритмики и очень привлекает ребят ритмическая гимнастика.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь; формирование движений происходит при участии речи.
Ритм стихов, потешек способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.

В начале ХХ века во многих странах Европы получило распространение система музыкального ритмического воспитания. Она стала известна под названием «Методика ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1856-1950). Эта система получила во многих странах широкое признание.
Метод Далькроза очень прост: специальные тренировочные упражнения развивают  у детей с дошкольного возраста  музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
В ритмической гимнастике Далькроза  все движения идут от музыки. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соответствии между временем, пространством и движением.
Также, занятия ритмикой влияют  на общий тонус детей, снижая утомляемость.
Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является утренняя музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.
Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации; внимания и памяти; ритмического слуха; нормализации координации движений с речью; пространственной организации движений; выразительности и грации движений; общей и мелкой моторики; мимики и пантомимики.


Ритмическая гимнастика «СОЛНЫШКО»
После такой активной двигательной деятельности обязательно надо восстановить дыхание, отработать длительный выдох.

Проводится дыхательная гимнастика «Воздушные шары».
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей. Мы проводим дыхательную гимнастику во время двигательной деятельности, в процессе утренней гимнастики, во время  коммуникативной  деятельности. Для того, чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию. Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Сейчас поговорим об артикуляционной гимнастике. Ее цель – выработать полноценные движения  и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. В детском саду артикуляционную гимнастику мы проводим ежедневно.
Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику «Веселый язычок».
Часто в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие мелкой моторики рук, так называемые игры для пальчиков.
Я учусь писать слова
Бумажный кораблик по речке плывет,
Над речкой бумажный летит самолет,
Я маску могу смастерить из бумаги
И сделать на праздник бумажные флаги…
Но лучше всего на бумажном листочке
Писать закорючки, крючочки и точки,
Чтоб эти крючочки росли, как трава,
И сами собой выходили СЛОВА!
М.Яснов.
Воспитатель. А научить наши пальчики двигаться и писать закорючки, крючочки и точки, и конечно же слова, помогут нам пальчиковые игры. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя за взрослыми,  активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».

Воспитатель: Любая занимательная деятельность должна включать физкультминутку или динамическую паузу. Назначение физкультминутки – обеспечить активный отдых детей во время образовательной деятельности. Физкультминутки проводятся по мере утомления детей в форме  общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр с движениями, танцевальных движений.  
Воспитатель:
Кровать вцепилась мне в плечо:
- Не отпущу!.. Поспи еще!
Я вырвался. Тут простыня
Схватила за ногу меня:
- Постой, дружок, не убежишь!
Еще немного полежишь!
- Вставанье – дело неприятное, -
Шепнуло одеяло ватное.
Подушки слышен голосок:
- Не торопись, поспи часок!
Хоть полчаса, хоть полминутки…
Но я вскочил и крикнул:
- Дудки!!!
                                                         В.Данько.

Все педагоги и родители знают, что подъем детей после сна – целая наука. Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в хорошо проветренном помещении. В комплексы бодрящих гимнастик мы  включаем упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Цель бодрящей гимнастики: поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем в игровой комнате проводятся коррекционные упражнения, заканчивается гимнастика игрой.
Сейчас мы посмотрим, как наши ребята ее выполняют.

Затем вместе с родителями проводятся коррекционные упражнения на дорожках «Здоровье».
Воспитатель. В каждой группе найдутся дети, у которых наблюдается излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость,  вспыльчивость, раздражительность, замкнутость. И здесь нам на помощь приходит психогимнастика.  Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и  коррекцию различных сторон психического здоровья детей.

Проводится вместе с родителями психогимнастика «Шалтай - болтай».
Воспитатель. Существует еще множество других видов гимнастик, которые мы применяем в работе с вашими детьми. Это и гимнастика для глаз, в которую входят упражнения для развития межполушарного взаимодействия, развития наглядно-образного мышления  (правое полушарие), развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие); профилактики нарушений зрения и активации работы мышц глаз. Это и суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней, поколачивание пальчиками и другое).

Воспитатель демонстрирует плакат «Три кита здоровья – движение, питание, расслабление».
Двигательная активность детей в нашей группе и питание соответствует нормам. Быть здоровым означает не только быть физически развитым, но и уметь расслабляться, чутко реагировать на собственные потребности организма и черпать из приятных моментов расслабления новые силы для защиты  от стрессов.
Расслабляются все по-разному.  Кто-то предпочитает дружеское общение; кто-то ищет уединение и покой на лоне природы; для кого-то нет ничего лучше расслабляющей ванны или интересной книги, а кто-то достигает внутренней гармонии через движение, например танец.
Заключительная часть (звучит релаксационная музыка).
Пусть минуты расслабления станут для вас островками покоя в бурном течение дня, позвольте себе короткие минуты отдыха, необходимые для здоровья и хорошего самочувствия. Каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо выполнять правила:
·        Упражнения не релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
·        Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
·        Не спешить заканчивать релаксацию.
·        Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.

Рефлексия «Мое мнение»
Родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном семинаре, приклеив сердечки четырех цветов (красного, синего, зеленого и черного) на информационный лист, который оформлен в виде символа в соответствии с темой собрания.
Воспитатель благодарит родителей за активное участие и дарит памятки «Зарядка позитивного мышления».




Комментариев нет:

Отправить комментарий