Взаимодействие с семьёй по формированию целостного преставления
 у дошкольников  о безопасности на дороге 


«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасном поведении на дороге  будет зависеть его жизнь.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений.
Установлено, что причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами.
Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребёнок. Из общего числа детей, попавших в ДТП, - 15-17% - дети дошкольного возраста. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
         Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения   детей и родителей навыкам безопасного поведения в складывающихся опасных ситуациях. В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность.
         Осуществлять задачи по формированию представлений по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. К этому призывают и сотрудники госавтоинспекции. На сайте телекомпании «Город» опубликовано обращение Ирины Якушко, инспектора по пропаганде дорожного движения ОГИБДД по Братску к родителям: «В первую очередь родитель должен осознавать, что если он хоть раз позволит себе при ребенке перейти дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, то в следующий раз этот ребенок обязательно перейдет дорогу, когда будет без родителей, в неустановленном месте,  либо на запрещающий сигнал светофора».
Если родители будут  являться непосредственными помощниками и примером для своих детей, тогда  мы сможем избежать случаев детского травматизма.
Чтобы на дорогах не гибли люди, перед нашим обществом стоит цель: добиться максимального взаимодействия и взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения и проявлять уважение к тем, кто вместе с нами ездит и ходит по дорогам нашего города. Постоянно надо помнить, что только неукоснительное  соблюдение правил дорожного движения  приведет к снижению количества аварий на дорогах и тяжести их последствий.
         Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
         Из этого складывается цель моей работы: вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс по формированию целостного представления у дошкольников правил дорожного движения.
         Работе с родителями я уделяю огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
         В начале учебного года я провела  анкетирование родителей: «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?». Это помогло мне определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.
         Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей я использую разнообразные формы: составила план по взаимодействию с семьей; оформила  стенд для родителей, где систематически размещаю информацию, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Подготовила консультации «Причины и условия, влекущие за собой дорожно-транспортные происшествия с участием дошкольников», «Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улице», «Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах»; папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; фотовыставки «Светофорик – наш друг», «Я – пешеход»; выпустила буклеты «А ты пристегнул своего  ребёнка?!», «Каждому ребенку детское кресло!»,   памятки о необходимости соблюдения ПДД  «Правила поведения в общественном транспорте», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»; провела тематические родительские собрания «Безопасность детей на улицах», «Знай правила движения, как таблицу умножения»; дни открытых дверей; семейные конкурсы рисунков, поделок,  макетов «Мой Микрорайон», «Наша улица»; «Мой город – город мечты», «Улицы, по которым мы ходим».
         Для повышения компетентности родителей широко использую современные цифровые ресурсы: видеоролики «Сбавь скорость!», «Не превышайте скорость!», «Как правильно переходить дорогу»; презентации «Наш любимый город», «Перекресток», «В гости к Светофорику».
         Традицией стало проведение встреч-бесед «Минутка ПДД», совместных экскурсий, развлечений с  родителями и инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Наши родители являются непосредственными участниками педпроцесса  по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют семейные портфолио, презентации,  пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДП.
          Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников  воспитательно - образовательного процесса.
         Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, я  разработала разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
          Для оказания помощи в формировании навыков безопасного поведения на дороге организовали семейный клуб «Зелёный огонек», заседания которого проводятся один раз в квартал. Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для игровой деятельности по правилам дорожного движения. Руками родителей были изготовлены красочные костюмы для сюжетно-ролевых игр «Мы шоферы», «Автобус», «Сотрудники ДПС», «Регулировщик».
          Тесное сотрудничество с  родителями, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге. Все это позволяет мне  комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей,  уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
          Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.


Комментариев нет:

Отправить комментарий